Ошибка!

Показать Ошибка!

Забыли пароль?

Ошибка!

Ошибка!

Скрыть Ошибка!

Скрыть Ошибка!

Забыли пароль? Напишите ваш email и мы отправим письмо с инструкциями.

Ошибка!

Обратно

Закрыть

Клипер - наш ответ?

Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз». Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).


История создания

Работы по проектированию пилотируемых кораблей в РКК Энергия всегда относились к приоритетным. Даже в 90-е годы шла модификация кораблей «Союз ТМ», имелся задел по дальнейшей модернизации («Союз ТММ», «Союз ТМС»). Во второй половине 90-х ведущим аэродинамиком РКК Решетиным был предложен новый корабль по схеме «несущий корпус» — промежуточный вариант между крылатым Шаттлом и баллистической капсулой «Союза». В рамках НИОКРа была рассчитана аэродинамика корабля, а его модель испытана в аэродинамической трубе.

В 2000—2002 годах шла дальнейшая проработка корабля, но тяжелая ситуация в отрасли не оставляла надежд на реализацию. Наконец, в 2003 году Решетин сумел переломить ситуацию — проект получил путёвку в жизнь.

В 2004 году началось продвижение «Клипера». В связи с недостаточностью бюджетного финансирования основной упор делался на сотрудничество с другими космическими агентствами. В том же году интерес к «Клиперу» проявило ЕКА, но потребовало коренной переработки концепции под свои нужды — корабль должен был садиться на аэродромы как самолёт. Менее чем через год в сотрудничестве с ОКБ «Сухого» и ЦАГИ была разработана крылатая версия «Клипера». К тому же времени в РКК был создан полномасштабный макет корабля, начались работы по компоновке оборудования.

Основные отличия от «Союзов»

  • «Многоразовость». «Клипер» имеет возвращаемую капсулу, которую можно будет использовать неоднократно;
  • «Клипер» может выводить на орбиту 6 человек и до 700 кг полезного груза («Союз» — только 3 человека и 200 кг груза);
  • Бо́льший внутренний объём повышает комфортность и позволяет увеличить время автономного полёта
  • «Клипер» сможет возвращать до 500 кг полезного груза («Союз-ТМА» — 100 кг);
  • универсальность: корабль может быть использован для доставки экипажа и груза на орбитальную станцию, экстренной эвакуации экипажа станции, для вывода на орбиту «космических туристов», при межпланетных полётах и т. д.;
  • «Клипер» способен совершать более сложные маневры на орбите, предполагается, что он будет более безопасен и комфортен.

Устройство корабля

 

Конструктивно «Клипер» состоит из возвращаемого аппарата (ВА) и орбитального отсека. Главная особенность — это возвращаемый аппарат типа «несущий корпус» со своеобразной утюгообразной формой. Существенно более высокое аэродинамическое качество (0,6—1,8 на гиперзвуке против 0,25—0,3 у «фары» «Союза») позволяет осуществлять планирующий спуск в верхних слоях атмосферы, что снижает тепловые нагрузки и позволяет использовать многоразовую теплозащиту. Конструкция также позволяет возвращаемому аппарату совершать боковые манёвры в пределах 500—600 км, в то время как «фа́рам» при спуске с орбиты удаётся скорректировать не более 70—80 км. В отличие от «Союза» ВА аэродинамически неустойчив, поэтому для удержания нужной ориентации при спуске у аппарата предусмотрены аэродинамические щитки. Крылатый ВА в целом сохранил фюзеляж бескрылого, но несмотря на это, обладает высоким аэродинамическим качеством на дозвуке (до 4—5), что позволяет производить посадку на аэродромы как обычному самолету.

Орбитальный отсек спроектирован на базе орбитального отсека «Союза». С него же возьмут системы сближения и стыковки. Двигатели орбитального маневрирования предполагается сделать на паре этанол/жидкий кислород. Запас ХС ~420 м/с.

Снизу к орбитальному отсеку пристыкован модуль с твёрдотопливными двигателями системы аварийного спасения (САС). Они же используются для довыведения на орбиту.

Технические характеристики бескрылого корабля

Стартовая масса 13-14,5 тонн
Количество членов экипажа+пассажиры 2+4 при старте / 2+5 при посадке
Объём кабины возвращаемого аппарата 20 м3
Масса возвращаемого аппарата 7,1—9,8 т
Масса груза доставляемого 700 кг.
Масса груза возвращаемого 500 кг.
Масса груза, удаляемого в бытовом отсеке 200 кг.
Время автономного полёта (с экипажем 6 чел) 5 суток
Время полёта в составе орбитальной станции 1 год
Перегрузка при спуске 2,5g
Точность посадки (3—15) км.

 Использование корабля

«Клипер» разрабатывается как один из элементов транспортной системы обслуживания орбитальных комплексов (станций), в его задачи входит:

  1. выполнение функции корабля-спасателя для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации (при нахождении корабля в составе станции);
  2. возвращение на Землю экипажа и полезного груза и доставка на орбитальную станцию;
  3. Выведение со станции оборудования, отработавшего свой ресурс, продуктов жизнедеятельности и т.д
  4. возврат на Землю результатов исследований и экспериментов;
  5. выполнение отдельных полетных операций в процессе дежурства в составе станции в рамках располагаемых ресурсов корабля;

Среди задач, которые будет решать «Клипер», не только доставка экипажей и грузов на орбитальные станции (в частности МКС) и их возвращение на Землю, но и срочная эвакуация экипажа орбитальной станции, исследовательские и туристические орбитальные полёты. Длительность автономного полёта «Клипера» — 5 суток (при выполнении целевых задач длительность автономного полета без стыковки со станцией составляет до 15 суток), в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на целый год.

Заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК «Энергия» Борис Сотников заявил, что запуск Клиперов будет возможен со всех российских космодромов, где имеются стартовые комплексы «Союз»: Байконур и Плесецк. В случае успешного развития проекта «Союз на Куру» — также и со строящегося стартового комплекса, на космодроме Куру во Французской Гвиане.

Ракета-носитель

В проекте РКК «Энергия» для вывода корабля «Клипер» на низкую околоземную орбиту предполагалось использовать новую российскую ракету-носитель «Онега», разрабатываемую на основе глубокой модернизации РН среднего класса «Протон».

Однако в связи с тем, что одновременная разработка космического корабля и РН могла потребовать больших финансовых и временных затрат, экс-гендиректор РКК «Энергия» Юрий Семёнов обратился к украинским коллегам с предложением использовать вместо проектируемой ракеты-носителя «Онега» находящуюся в совместной эксплуатации на космодроме «Байконур» украинско-российскую ракету-носитель «Зенит-2». По его же словам, стоимость создания лётного образца «Клипера» около 10 млрд рублей (в ценах 2004 года).

Финансирование и разработчики проекта

По словам заместителя генерального конструктора РКК «Энергия» Валерия Рюмина на всемирном форуме ЭКСПО-2005, проходившем в Японии, в 2005 году финансирование проекта «Клипер» на средства из бюджета не запланировано.


Европа отказалась от «Клипера»

Европа с самого начала проявляла большую заинтересованность в проекте «Клипер». Предполагалось, что ЕКА займется разработкой авионики и ряда других систем корабля и будет вкладывать в проект по £100 млн ежегодно, в течение 10 лет. (Статья в газете «Observer» от 22 мая 2005 года, англ.) В декабре 2005 года на совете министров ЕКА обсуждалось выделение 60 миллионов евро на проведение предварительных исследований по проекту «Клипер». Проект не получил поддержки, и решение о формах сотрудничества и масштабах финансирования было отложено до лета 2006 года.


Россия и Америка создают новые пилотируемые корабли

18 января 2006 года Федеральное космическое агентство объявило о проведении тендера на разработку перспективного космического корабля многоразового использования «Клипер». Заявки на участие подали РКК Энергия, ГКНПЦ им. Хруничева и НПО «Молния». После месячного обсуждения конкурсная комиссия объявила, что ни один из представленных вариантов не удовлетворяет условиям тендера, все они были отправлены на доработку, а окончательное решение перенесено на июнь. 26 июня Европейское космическое агентство предложило Роскосмосу присоединиться к разработке космической транспортной системы ACTS на базе КК Союз и европейского корабля ATV. Предложение было принято и спустя 2 недели конкурс на перспективный многоразовый корабль был официально прекращен по причине технико-экономической нереализуемости представленных проектов.

14 июля правительством РФ была одобрена разработанная в РКК «Энергия» концепция развития российской пилотируемой космонавтики на 2006—2030 гг. Концепция подразумевает поэтапное создание промышленной транспортной космической системы, освоение околоземного пространства, Луны и полеты на Марс. В части транспортной системы первоочередной задачей ставится модернизация КК Союз и создание межорбитального буксира «Паром», а уже потом (2010—2015 гг) предполагается создать многоразовый корабль «Клипер».

В настоящее время разработка «Клипера» не относится к числу приоритетных направлений деятельности РКК «Энергия». Часть НИОКР, как и раньше, финансируется из собственных средств корпорации, в частности в 2007 году на наземной испытательной базе планируется провести отработку ряда заложенных в проект технических решений.

----------

Вам надоел ваш старый телевизор? Пора его сменить на новый! Большой выбор цифровых телевизоров здесь www.megastayl.ru. Высокое качество с гарантией.

Комментарии:

alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)
Алим
Алим 04.03.09 23:32
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

с 1 - 3 - полностью согласен
4 - думаю, пока дальше макета и расчетов дело не ушло...
5 - эх...
с пунктами 6 и 7 хочу поспорить но не буду )
Алим
Алим 04.03.09 23:40
Вилли!
где статья про астероид бля?!?
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий
Алим
Алим 05.03.09 09:02
volhv
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий

сам найди ;)
alim
volhv
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий

сам найди ;)
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).
А будет ли финансирование нафдено... ))))
kolik
kolik 04.03.13 02:06
Классная статья
Сергей
Сергей 24.06.15 16:07
согласен
Войдите на зайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
1
Причины роста популярности Астрономии и Космоса среди молодого поколения

Причины роста популярности Астрономии и Космоса среди молодого поколения

Астрономия и космос всегда привлекали внимание людей всех возрастов, но особенно ярко эта наука проявляется среди молодого поколения.

Астрономия и космос всегда привлекали внимание людей всех возрастов, но особенно ярко эта наука проявляется среди молодого поколения. Многие факторы объясняют популярность астрономии среди молодых людей: от увлекательных открытий в области космоса до влияния культурных произведений. Сериалы, фильмы и другие произведения искусства о космических приключениях играют значительную роль в формировании ...
25.02.24 17:55
0
2
e-Learning в цифрах: 6 общих фактов, много данных и прогнозы на ближайшее будущее

e-Learning в цифрах: 6 общих фактов, много данных и прогнозы на ближайшее будущее

e-Learning – это обучение с помощью цифровых технологий (Интернета, электронных устройств и специальных программ). Процесс можно организовать в аудиториях или удалённо, одновременно для целой группы или по гибкому графику для каждого.

e-Learning – это обучение с помощью цифровых технологий (Интернета, электронных устройств и специальных программ). Процесс можно организовать в аудиториях или удалённо, одновременно для целой группы или по гибкому графику для каждого. Ранее эта система была не популярна. Затем вспыхнул COVID-19, и все перешли на «удалёнку»: школы, ВУЗы, компании. Электронное обучение стало нужным в глобальном мас...
28.12.23 18:10
0
7
Энергорезонатор Neutrino Power Cube - электроэнергия под воздействием невидимого спектра излучений

Энергорезонатор Neutrino Power Cube - электроэнергия под воздействием невидимого спектра излучений

Следующим этапом на пути к отказу от ископаемого топлива станут, вероятнее всего, энергетические технологии, связанные с возможностью преобразования энергии полей материи Луи де Бройля, обладающих корпускулярно-волновыми свойствами, в электрический ток.

Следующим этапом на пути к отказу от ископаемого топлива станут, вероятнее всего, энергетические технологии, связанные с возможностью преобразования энергии полей материи Луи де Бройля, обладающих корпускулярно-волновыми свойствами, в электрический ток. Это одно из перспективных направлений в науке, дающее серьёзный шанс диверсифицировать способы получения электроэнергии, а более конкретно, одно и...
30.09.23 06:25
0
11
Возобновляются работы по возведению грандиозного километрового небоскреба

Возобновляются работы по возведению грандиозного километрового небоскреба

Для архитектуры Саудовской Аравии 2023 год оказался просто невероятным. Сначала страна подтвердила, что строительство 170-километрового (105 миль) здания The Line будет продолжено, затем раскрыла планы строительства кубовидной башни, способной вместить 20 зданий Empire State Buildings.

Теперь страна возобновила реализацию своего амбициозного плана по строительству нового самого высокого здания в мире - башни Джидда. С момента завершения строительства в 2010 году дубайская башня Бурдж-Халифа (Burj Khalifa), высота которой составляет 828 м (2 717 футов), остается самым высоким рукотворным сооружением в мире. Хотя окончательная высота башни Джидда пока неизвестна, но она значитель...
22.09.23 09:06
0
4
Появился Oceanbotics SRV-8X Optimus - новый подводный дистанционно управляемый аппарат

Появился Oceanbotics SRV-8X Optimus - новый подводный дистанционно управляемый аппарат

Три года назад появился Oceanbotics SRV-8 - небольшой, но очень мощный подводный дистанционно управляемый аппарат (дуа). Теперь у него есть гораздо более крупный брат в лице SRV-8X Optimus.

Имея размеры 64 см в длину, 51 см в ширину и 43 см в высоту и вес 25 кг, SRV-8X вдвое больше SRV-8. Тем не менее, он все еще достаточно мал, чтобы находиться где-то между полноценным дуа и высококлассным подводным дроном. Кроме того, SRV-8X обеспечивает в 2,5 раза большую тягу, чем его предшественник, благодаря 8 векторным бесколлекторным двигателям постоянного тока. И в отличие от дуа с внешним...
02.04.23 11:45
0
3
Тороидальные винты: бесшумный переворот в воздухе и воде

Тороидальные винты: бесшумный переворот в воздухе и воде

Такие винты странной формы с витыми тороидами выглядят как революционное достижение для авиации и морского сектора. Радикально тише, чем традиционные пропеллеры как в воздухе, так и в воде, они также демонстрируют значительный прирост эффективности.

Пропеллеры предназначены для подачи воздуха или воды и использования вращательного движения для их проталкивания. В некотором смысле они являются эволюцией винта Архимеда, который использовался в Древнем Египте за тысячи лет до того, как он был описан Архимедом в 234 году до нашей эры. Однако для устройств, предназначенных для вращения, в течение очень долгого времени было мало революционных изме...
27.01.23 16:16
0
0
Самый быстрый электрический мотоцикл Индии готовится к гонкам

Самый быстрый электрический мотоцикл Индии готовится к гонкам

Индия не известна гонками на мотоциклах или даже высокопроизводительными мотоциклами. Но бангалорская компания Ultraviolette хочет выйти за рамки возможного и объявила о своем намерении участвовать в гонках со своей новой платформой для разработки F99.

По состоянию на 2019 год в Индии зарегистрировано более 220 миллионов мотоциклов, и эта цифра растет со скоростью 15-18 миллионов в год. Это второй по величине рынок двухколесных транспортных средств в мире после Китая, но, как и в большинстве развивающихся стран, подавляющее большинство транспорта — это скутеры или дешевые, практичные транспортные средства малой вместимости. Это также не страна,...
23.01.23 12:51
0
4
XPeng тестирует прототип двухтонного летающего автомобиля эСВВП

XPeng тестирует прототип двухтонного летающего автомобиля эСВВП

Китайский автопроизводитель XPeng обновил дизайн своего летающего автомобиля AeroHT — роскошного электрического спортивного автомобиля с раскладывающейся системой вертикального подъема октакоптера на крыше. Выглядит абсолютно безумно, но это не шутка.

В оригинальной конструкции летающего суперкара HT Aero использовалась гораздо более компактная система вертикального взлета и посадки, включающая всего два электрических ротора с лопастями большого диаметра. Они были установлены на шарнирных рычагах, предназначенных для складывания под задней частью кузова автомобиля, что создавало исключительно красивый и научно-фантастический дизайн, хотя и за с...
02.11.22 14:53
0