Астрономы запечатлели планету размером с Юпитер, вращающуюся вокруг солнцеподобной звезды

Согласно наиболее распространенной теории, планетные системы формируются из больших облаков пыли и газа, образующих диски вокруг молодых звезд. Со временем диски срастаются, образуя планеты разного размера, состава и расстояния от своей звезды.

За последние несколько десятилетий наблюдения в среднем и дальнем инфракрасном диапазоне привели к открытию дисков обломков вокруг молодых звезд (возрастом менее 100 миллионов лет). Это позволило астрономам изучить планетарные системы в их ранней истории, что дало новое представление о том, как системы формируются и развиваются.

Это включает в себя инфракрасный сферический обзор для консорциума экзопланет (SHINE), международной группы астрономов, занимающейся изучением формирующихся звездных систем. Используя Очень Большой Телескоп ESO (VLT), коллаборация SHINE недавно наблюдала и охарактеризовала обломочный диск звезды HD 114082 в видимом и инфракрасном диапазонах. В сочетании с данными космического спутника NASA Transiting Exoplanet Space Satellite (TESS) они смогли напрямую сфотографировать газовый гигант, во много раз превышающий размер Юпитера («супер-Юпитер»), находящийся в диск. Команду SHINE возглавляла доктор Наталья Энглер из Института физики элементарных частиц и астрофизики (IPA) ETH Zurich.

Команда использовала спектро-поляриметрический высококонтрастный прибор для исследования экзопланет (SPHERE) на VLT, чтобы получить оптические и ближние ИК-изображения HD 114082, звезды F-типа (желто-белый карлик), расположенная в ассоциации Скорпиона-Центавра — звездном скоплении, расположенном примерно в 310 световых годах от Земли. Как и 500 звезд, исследованных командой SHINE, HD 114082 — молодая звезда, окруженная протопланетным обломочным диском (из которого формируются планеты). Наблюдения за этими дисками в последние десятилетия показали, что они являются составной частью планетных систем:

Исследования датируются 1983 годом и открытием первого диска вокруг Веги. С тех пор были проведены десятки исследований в инфракрасном диапазоне и рассеянном свете с использованием космических телескопов, таких как космические обсерватории Гершеля и Хаббл, а также наземных телескопов, таких как Атакамская большая [антенная] решётка миллиметрового диапазона (ALMA), Gemini Planet Imager (GMI) и SPHERE/VLT. Как объяснила Наталья Энглер:

«Эти исследования предоставили ценную информацию о формировании и эволюции планетных систем, поскольку планеты образуются из пылевого материала, находятся в нем и взаимодействуют с ним. Молодые диски обломков (в первые сто миллионов лет) прослеживают процессы формирования земных планет, и таким образом, их изучение помогает понять динамическое взаимодействие и эволюцию планет земной группы, в частности Земли, в молодой Солнечной системе».

Используя Sphere, Энглер и ее команда наблюдали HD 114082 в оптическом и ближнем инфракрасном диапазоне, используя методы угловой дифференциальной визуализации (ADI) и поляриметрической дифференциальной визуализации (PDI). Первый состоит в получении высококонтрастных изображений с высотно-азимутального телескопа при выключенном поворотном устройстве инструмента, что позволяет инструменту и оптике телескопа оставаться выровненными, а поле зрения вращаться относительно инструмента. Последний включает в себя объединение различных поляризаций падающего света и измерение определенных компонентов поляризации, прошедших или рассеянных объектом.

Оба метода широко использовались при изучении околозвездных дисков обломков и выявили некоторые интересные факты о HD 114082:

«Наши изображения выявили яркий планетезимальный пояс на расстоянии 35 а.е. от звезды, очень похожий на пояс Койпера в Солнечной системе.  Пояс обломков наклонен под углом 83° и имеет широкую внутреннюю полость. Частицы пыли, которые мы отслеживаем в этом наблюдении, имеют размеры около 5 микрон и относительно высокое альбедо рассеяния 0,65; это означает, что они рассеивают почти две трети поступающего звездного излучения и поглощают только одну его треть. Рассеянный свет имеет относительно низкую степень линейной поляризации с максимальным значением 17%, что сравнимо со значениями поляризации для кометной пыли в Солнечной системе».

Команда также проконсультировалась с данными TESS, чтобы подтвердить присутствие компаньона супер-Юпитера, который впервые был обнаружен обсерваторией в 2021 году с помощью транзитной фотометрии. В соответствии с этими данными ученые подтвердили, что планета вращается вокруг своей звезды примерно на 0,7 а.е. — примерно на таком же расстоянии Венера от Солнца. Недавние наблюдения, основанные на измерениях лучевой скорости, подтвердили существование этой планеты и дали оценки массы, примерно в 8 раз превышающие массу Юпитера.

«HD 114082 представляет собой пример молодых планетных систем, в которых наличие планетарных компаньонов у звезды было выведено из открытия диска обломков», — добавил Энглер. «Это подтверждает теоретические соображения о системах обломков как указателях для молодых планет. Изучение этой и других подобных планетных систем позволит астрономам установить связь между свойствами внесолнечных поясов Койпера и планет, находящихся внутри них».

Значение этого исследования выходит за рамки изучения молодых звезд и планетных систем, которые все еще находятся в стадии формирования. Они также важны для изучения Солнечной системы, которая имеет некоторые интересные параллели с такими протопланетными средами.

По словам Энглер: «Прямые исследования изображений последнего десятилетия показывают, что околозвездный материал во многих дисках обломков заключен в кольцеобразные структуры, подобные двум поясам обломков в Солнечной системе: поясу Эджворта-Койпера и главному поясу астероидов. Полости внутри внесолнечных поясов Койпера искривлены невидимыми планетами, которые оставляют отпечатки в распределении обломков пыли, такие как искривления, комки и эксцентриситеты пояса».

Это исследование демонстрирует растущее использование и эффективность прямых исследований изображений, которые возможны благодаря улучшенным инструментам, возможностям визуализации и методам обмена данными. В ближайшем будущем инструменты следующего поколения позволят проводить еще более точные и детальные исследования прямого изображения. К ним относятся космические обсерватории, такие как JWST и Римский космический телескоп Нэнси Грейс, а также наземные телескопы, такие как Чрезвычайно большой телескоп (ELT), Гигантский Магелланов телескоп и Тридцатиметровый телескоп (ТМТ).

Изучая геометрию и асимметричные особенности дисков обломков, астрономы могут предсказывать расположение и массы планет, которые еще не могут быть обнаружены современными инструментами. «Прямая визуализация позволяет изучать рассеивающие свойства частиц пыли вокруг далеких звезд. Эти свойства содержат информацию о составе, форме и размере частиц, и, таким образом, мы можем получить представление о составе строительных блоков экзопланет», добавила Энглер.

Впервые представлен бестопливный генератор электроэнергии от компании Neutrino Energy Group

Технологическое развитие экономики и общества неразрывно связано с появлением новых материалов и исследованием их свойств, в частности наноматериалов.

Если проанализировать наиболее критичные области экономики, которые находятся сегодня в эпицентре санкций и антисанкций, - это энергоресурсы и IT, в первую очередь, разработки различных чипов. Но развитие любой из стран, в первую очередь, попадающих под различные ограничения, показывает, что не только правительста и госкомпании, но и национальный бизнес готов направлять финансовые инвестиции и ин...
27.01.23 18:23
Тороидальные винты: бесшумный переворот в воздухе и воде

Такие винты странной формы с витыми тороидами выглядят как революционное достижение для авиации и морского сектора. Радикально тише, чем традиционные пропеллеры как в воздухе, так и в воде, они также демонстрируют значительный прирост эффективности.

Пропеллеры предназначены для подачи воздуха или воды и использования вращательного движения для их проталкивания. В некотором смысле они являются эволюцией винта Архимеда, который использовался в Древнем Египте за тысячи лет до того, как он был описан Архимедом в 234 году до нашей эры. Однако для устройств, предназначенных для вращения, в течение очень долгого времени было мало революционных изме...
27.01.23 16:16

Двигатели спутников могут стать намного мощнее

Считалось, что двигатели на эффекте Холла, широко используемые на орбите, должны быть большими для создания большей тяги. Новое исследование Мичиганского университета предполагает, что небольшие двигатели Холла могут генерировать гораздо большую тягу, что потенциально делает их кандидатами для межпланетных миссий.

«Раньше люди думали, что можно пропустить только определенное количество тока через площадь двигателя, что, в свою очередь, напрямую переводится в то, сколько силы или тяги получится создать на единицу площади», — сказал Бенджамин Йорнс, доцент аэрокосмической техники Университета штата Массачусетс, возглавивший исследование нового Холловского двигателя. Команда бросила вызов этому пределу, запус...
25.01.23 12:18
Миллиарды небесных объектов обнаружены в новом обзоре Млечного Пути

Астрономы выпустили гигантский обзор галактической плоскости Млечного Пути. Новый набор данных содержит ошеломляющие 3,32 миллиарда небесных объектов —самый большой такой каталог на сегодняшний день.

Данные для этого беспрецедентного исследования были получены с помощью Dark Energy Camera, созданной Министерством энергетики США в Межамериканской обсерватории Национального научного фонда Серро-Тололо в Чили, программа NOIRLab. Галактика Млечный Путь содержит сотни миллиардов звезд, мерцающие области звездообразования и возвышающиеся темные облака пыли и газа. Отображение и каталогизация этих о...